Вас приветствует муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Нижневартовска «Центр детского творчества»

среда, 15 марта 2017 г.

Круглый стол «Организация помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья»

      Для системы образования города Нижневартовска одним из ведущих направлений деятельности является обеспечение условий для качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, что особенно актуально в связи с внедрением с 1 сентября 2016 года федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.
      Центр детского творчества, являясь учреждением дополнительного образования детей, создает условия для социализации и развития творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями. Об этом свидетельствует «Программа развития МАУДО г. Нижневартовска «Центр детского творчества» на 2016 – 2020 годы», где поддержка и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья является приоритетным направлением деятельности.
    Педагогический коллектив учреждения имеет опыт работы с детьми, имеющими ограничения по здоровью. В настоящее время по дополнительным общеобразовательным программам обучаются 43 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Среди них дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, психического развития, нарушениями слуха, зрения, а также дети с расстройствами аутистического спектра. Возраст обучающихся – от 7 до 18 лет. Из них 20 детей занимаются в различных детских объединениях Центра детского творчества, и 23 ребенка - в рамках социального партнерства на базе КУ ХМАО-Югры «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа». 
     Программы реализуют 14 педагогов дополнительного образования, которые систематически проходят обучение на семинарах, организуемых для педагогов по данному направлению работы.
       В перечень дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья в этом учебном году вошли программы трех направленностей: художественной, естественно-научной и физкультурно-спортивной. 
     Дополнительные общеобразовательные программы художественной направленности: «Ковровая вышивка», «Декоративная роспись», «Скульптура малых форм», «Аппликация», «Фортепиано», «Фольклорный ансамбль», «Эстрадный вокал», «Хореография», «Парикмахерское дело». Программы естественнонаучной направленности - «Экология» и физкультурно-спортивного направления - «настольный теннис». 
        Обучение детей по дополнительным общеобразовательным программам в учреждении строится с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого ребенка, педагогами разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты. Так, на базе Центра детского творчества из 20 детей с ОВЗ по индивидуальным программам с педагогами обучаются 8 детей, из них на дому - 3 ребенка-инвалида. В инклюзивных группах вместе со сверстниками занимаются 6 детей. В группе с детьми с равными возможностями – 6 детей. 
     Условием успешной самореализации и раскрытия творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья является участие в конкурсах, фестивалях и выставках различного уровня. Наши воспитанники – ежегодные участники конкурсов для детей с ограниченными возможностями здоровья таких, как «Шаг навстречу», «Солнце для всех», «Я радость нахожу в друзьях». В 2015-2016 учебном году 12 (48%) из 25 детей приняли в них активное участие и стали победителями и призерами, а 16 (64%) детей с ограниченными возможностями здоровья в течение учебного года принимали участие в самых различных конкурсах наряду с детьми без ограничений здоровья и пополнили копилку своих достижений победами в различных номинациях. 
        Особо стоит отметить влияние семьи на развитие и социализацию ребёнка с ОВЗ. Семья, являющаяся для ребёнка одним из основных гарантов социальной адаптации, далеко не всегда выполняет эту функцию. Родители, воспитывающие такого ребенка, часто теряют уверенность в себе, неспособны правильно организовать общение и воспитание ребёнка, не замечают его действительных потребностей, не могут адекватно оценить его возможности. Нередки случаи, когда семья, имеющая ребёнка с ОВЗ, распадается, ребёнок, как правило, остаётся с матерью. В то же время, именно семья обладает немалыми внутренними возможностями для преодоления жизненных затруднений и социализации ребенка. Чем раньше родители осознают необходимость не только лечения, но и развития и обучения своих детей, тем больших успехов они добьются. 
       В Центре детского творчества накоплен многолетний опыт работы педагогов с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья. С 1996 года организована деятельность семейного клуба «Надежда», который ежегодно посещают более 30 семей. Встречи проводятся 1 раз в месяц в непринужденной обстановке, в атмосфере дружеского понимания и поддержки. Формат проведения бывает разный: тематические встречи, семейные гостиные, игровые практикумы, мастер-классы, экскурсии, праздники и другие. Неизменной традицией каждой встречи является совместное чаепитие за большим столом, где каждый может поделиться чем-то важным, интересным, дать нужный совет, оказать взаимоподдержку.
      Немаловажным является возможность общения родителей во время проведения совместных мероприятий: от родителя к родителю передаются знания о социальных проблемах, затрагивающих интересы детей, желание изменить положение детей к лучшему через активное участие самих родителей в социальных процессах. Ежегодно проводится более 20 мероприятий для семейного клуба «Надежда». На встречи клуба приглашаются воспитанники из разных детских объединений Центра детского творчества для организации и проведения совместного досуга. Совместное общение детей между собой, позволяет воспитывать толерантное отношение друг к другу, учит проявлять взаимопомощь и поддержку.
       Состав членов семейного клуба ежегодно пополняется выпускниками детских объедений Центра Детского творчества. В прошлом учебном году завершили свое обучение пять воспитанников декоративно-прикладного отдела, однако все они посещают наше учреждение уже в рамках семейного клуба «Надежда», где не существует возрастных ограничений. 
       В нашем учреждении уже сложилась такая практика, когда выпускники, будучи участниками семейного клуба «Надежда», продолжают обучаться у своих же педагогов и ежегодно принимают участие в фестивалях-конкурсах для людей с ограниченными возможностями здоровья «Я радость нахожу в друзьях» «Шаг навстречу», «Мы вместе» и другие. 
       Дети с ограниченными возможностями здоровья являются постоянными гостями и активными участниками мероприятий, проводимых педагогами Центра детского творчества, что способствует их успешной социализации и адаптации в социуме.
     Ежегодно участники семейного клуба «Надежда» посещают такие мероприятия, как:
  • Народный праздник–ярмарку «Покров день» (октябрь)
  • Праздник рукоделия «Кузьминки» (ноябрь)
  • Игровые практикумы «Время с пользой или игры для всей семьи» (ноябрь)
  • Выставка семейного хобби по декоративно – прикладному творчеству «Неиссякаемый источник» (ноябрь)
  • Практикум семейного хобби «Школа семейного мастерства» (декабрь)
  • Новогодние игровые программы, организуемые воспитанниками и педагогами ЦДТ (декабрь)
  • Рождественские концерты Центра детского творчества (январь)
  • Экскурсии в выставочном зале ЦДТ «Минуты вдохновения» (февраль)
  • Конкурс «Семья года Центра детского творчества - 2016» (март)
  • Отчетный концерт коллективов Центра детского творчества (апрель) 
      Перспективами дальнейшей работы по поддержке и развитию детей с особыми образовательными потребностями являются следующие направления: 
  • обеспечение доступности дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья за счет внедрения новых форм организации обучения, таких как дистанционное обучение и обучение на дому;
  • взаимодействие с образовательными учреждениями города, в частности с КУ ХМАО-Югры «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» по предоставлению дополнительных образовательных услуг;
  • привлечение как можно большего числа детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивные группы на базе учреждения;
  • организация системы волонтерской помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме этого, продолжить работу по разработке индивидуальных маршрутов для обучающихся с ограниченными возможностями, адаптированных дополнительных программ, курсовую подготовку педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.















Комментариев нет:

Отправить комментарий

«Великий май великой Победы!»

     Заключительная встреча 2017-2018 учебного года с участниками семейного клуба «Надежда» состоялась 05 мая в актовом зале Центра детско...